Мосевнина Ольга Вячеславовна

Конспект по развитию речи "Рассматривание картины Зимние заботы"

Конспект НОД

по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи  

Тема. Рассматривание картины с проблемным сюжетом

 «Зимние заботы»

Воспитатель:  Мосевнина О. В.

 

 

Цели.

 1.  Учить детей отвечать на вопросы по картине с проблемным сюжетом полными предложениями, слушать рассказ;

 2.  Активизировать словарный запас детей;

 3.  Закреплять навык звукового анализа, умение называть слова на звуки с и с;

4.  Закреплять  умение работать со схемой слов и определять место звука с и с в слове;

 5. Развивать  чувство ритма, чувство рифмы;

 6.  Развивать  общую  и мелкую моторику, согласование движений с речью.

 7.  Развивать слуховое, зрительное внимание, долговременную память, логическое мышление.

8. Воспитывать положительное эмоционально-ценностное отношение к природе,  умение слушать ответы сверстников, чувство уважения к их мнению.

Оборудование. Картина «Зимние заботы», снежинка на палочке, магнитофон, дерево с птицами и схемами.

Ход НОД

 

 1.Организационный момент.

Дети встают в кружок. Звучит  музыка «Зимняя сказка»

Воспитатель:  Ребята, послушайте какая волшебная, сказочная музыка звучит. Сегодня мне приснился сказочный сон.  Приснилась мне красавица, волшебница в бело- голубом наряде с длинными снежно-белыми волосами. Идет она, укрывая все вокруг холодным белым покрывалом. Как вы думаете: кто же мне приснился?

Дети: -Это Зима.

Воспитатель: Молодцы, догадались. Благодарю, что помогли мне разобраться в моем сне.

Воспитатель:  У зимы есть очень много друзей. Самая лучшая подружка Зимы – снежинка.  Подставляйте ладошки. Кому снежинка на ладошку опустится- тот назовет любое зимние слово со звуками с или с

Подбор «зимних» слов: снег, сосулька, снеговик, снежный комочек, санки, снегоход, снегокат, Снегурочка, синица, снегирь, снежок, сугробы, снегоуборочная машина, снежинка и т.п.

Воспитатель:- Молодцы. Вы подобрали много зимних слов

 Дети садятся на стулья.

2. Беседа по картине.

– Картина «Зимние заботы» Ткаченко Т.А.

 

В.: --Я хочу вам  показать удивительную картину.  Посмотрите внимательно. Какое время года изображено на картине? Действительно ли на улице зима? Почему вы так решили?

Дети:- На улице зима, потому что деревья стоят голые.

На улице зима, потому что дети одеты в зимнюю одежду.

На улице зима , потому что  на домах, на земле лежит снег.

В.: А на этой картине тоже живут слова со звуками с и с. Назовите эти слова.

(дети называют слова)

В.:-- А вам нравится когда выпадает много снега? Почему?

Дети:-- Нравится. Потому что можно играть в снежки, кататься на санках, лепить снеговика.

В.:-- Я думаю, что и этим ребятам нравится снег. Они даже слепили снеговика. А чем они сейчас заняты?

Дети:--Они лепят домик.

В:--А что это за домик? Он такой маленький…

Дети:-- Это домик для собаки—будка, конура.

В:--Как вы думаете, у этой собаки есть дом, хозяин или она бездомная? Почему вы так решили?

Дети: --Наверно, она бездомная, потому что она очень грустная, одинокая.

В:--А как собака могла стать бездомной?

Дети:-- Ее могли выгнать плохие  хозяева. Она могла потеряться.

В:--Подумайте: что бы могла сказать собачка детям, если бы умела говорить?

Дети (жалобно):-- Ребята, мне так холодно! Спрячьте меня, пожалуйста, чтобы я могла согреться и накормите.

 Ответы 2-3 детей.

В:--А что сказали ребята, когда увидели замерзшую собаку?

Дети:-- Ребята сказали: «Ой, какая несчастная собачка. Нам так жалко ее. Давайте накормим ее и  построим ей домик из снега.»

Ответы 2-3 детей.

В.:-- От чего спасет  такой  снежный домик?

Дети: --Снежный домик спасет от сильного ветра, от вьюги, от падающего снега.

В.:-- Из чего еще можно сделать будку?

Дети:--Будку можно сделать из кирпичей, из веток, из металла, из песка и т.п.

В.:--  Чем могла окончиться встреча детей и собаки?

Дети:--Дети могли оставить собаку жить в своем дворе и ухаживали за ней.

Во двор мог прийти хозяин собаки и найти ее.

Кто-то из детей мог взять собачку к себе домой.

В:--Как бы вы назвали эту картину?

Дети:-- «Зимние забавы», «Случай во дворе», «Зимние заботы» и т.п.

3. Динамическая пауза. В кругу.

Координация речи с движением. Развитие общих речевых навыков.

 «Снежок»

Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики, начиная с большого)
Мы с тобой снежок слепили. («Лепят», меняя положение ладоней.)
Круглый, крепкий, (Показывают круг, сжимают ладони вместе
Очень гладкий, гладят одной ладонью другу)
И совсем-совсем не сладкий. (Грозят пальчиком)
Раз — подбросим. (Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок)
Два — поймаем. (Приседают, ловят воображаемый снежок)
Три — уроним (Встают, роняют воображаемый снежок)
И... сломаем. (Топают.)

4.Слушаем  рассказ.

Воспитатель: Мне захотелось составить рассказ, послушайте его.

 читает рассказ.

 « Был воскресный зимний день. Трое друзей:  Сережа, Витя и Андрей – вышли во двор на прогулку.  Ребята решили слепить снеговика и стали катать комки из снега. Снег был липким, хорошо лепился и скоро посреди двора появился снеговик с красной морковкой вместо носа.

Вдруг под деревом ребята заметили маленькую серую собачку. У нее была гладкая шерсть. Совсем не спасавшая от мороза. Бедная маленькая дворняжка дрожала от холода и поднимала то одну, то другую лапку. Она грустно смотрела на детей, как будто хотела сказать: «Помогите мне!»

Сережа первым предложил построить домик для бедняки.  Ребята быстро слепили будку из снега:  сделали ровные стены, покатую крышу, маленький полукруглый вход.  Когда постройка была готова и друзья уже собирались поселить в нее собачку, раздался крик: «Тишка! Тишка! Ко мне!» Всем сразу стала очень весело и было совсем не жалко напрасного труда.»

5. Работа со схемами слов.

Воспитатель: Кто еще нуждается в нашей помощи зимой?

-Зима трудное время для птиц.

-Посмотрите на дерево и назовите птиц, которые сидят на веточках?

-Как одним словом назвать?

-Почему зимующие?

-Помогите рассадить птиц на свои места.

В названии каждой птицы живет звук с или с. Рассмотрите схемы слов, определите, какой птице соответствует данная схема. Определите в какой части слова находится звук, дайте ему характеристику (гласный или согласный, мягкий или твердый)

6. Итог НОД.

Воспитатель: Вы сегодня хорошо отвечали на вопросы по картине, помогли не только собачке, но и зимующим птицам. Добрые дела всегда делать радостно. Вечером, попробуем вместе составить рассказы по картине и нарисовать будку для собачки.

7 июля 2019 в 14:00

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.