Мосевнина Ольга Вячеславовна

Конспект ООД по развитию речи Пересказ рассказа Г.Скребицкого "В лесу"

Конспект ООД по развитию речи на тему: «Пересказ рассказа Г. Скребицкого «В лесу»».

 

Воспитатель: Мосевнина О.В.

 

Задачи.

 Образовательные: Закрепить знания детей об изменениях, происходящих в природе весной. Активизировать в речи однокоренные слова от существительных солнце (солнечный, подсолнух, солнышко), снег (снежок, Снегурочка, Белоснежка, снеговик, подснежник, снежинка, снежная, снегирь, снегоуборка, снегопад).  Закрепить умение согласовывать существительное с прилагательным в роде и числе, называть существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом –ом. Учить передавать литературный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи вопросов педагога.

 Коррекционно-развивающие:  Развивать логическое мышление, долговременную память, слуховое внимание, общую и мелкую моторику.

Воспитательные: Воспитывать у детей интерес и любовь к природе, учить замечать её изменения.

Ход занятия

-Ребята, сегодня утром я шла на работу и встретила почтальона, который передал мне вот это письмо. Посмотрите какой красивый конверт.

-А хотите узнать, что в нем?

-Ой, да здесь какие-то картинки.

-Посмотрите внимательно, какая картинка лишняя?

-Почему последняя картинка лишняя?

-Какое время года изображено на остальных картинках? Как вы догадались?

-Правильно. Молодцы!

-Вы уже догадались, что говорить мы сегодня будем о весне. После какого времени года наступает весна?

-Как называется первый месяц весны?

второй месяц?

третий месяц?

-Весну издавна любил народ. Люди называли её «весна-красна». О весне поэты слагали стихи. Кто из вас может вспомнить и причесть нам стихотворение о весне?

Если снег повсюду тает,

  День становится длинней,

Если все зазеленело

И в полях звенит ручей,

Если солнце ярче светит,

Если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер,

Значит, к нам пришла весна.

-С чего же начинается весна, ребята? Ответить на этот вопрос вам поможет отгадка к моей загадке:

Желтый мяч на голубом платке катается,

Людям улыбается.

(солнце)

-Что происходит с солнцем? Какое оно становится? (яркое, ослепительное, теплое, весеннее, горячее, ласковое)

-Назовите слова, которые образуются от слова «солнце». (солнышко, подсолнух, солнечный)

-Послушайте следующую загадку:

Белое одеяло

Всю землю одевало.

Весной солнце припекло

Одеяло потекло.

(снег)

-Что происходит со снегом весной?

-Каким становится снег? (серый, грязный, темный, ноздреватый, рыхлый).

-Подберите слова-родственники к слову «снег». (снежок, Снегурочка, Белоснежка, снеговик, подснежник, снежинка, снежная, снегирь, снегопад, снегоуборка)

-А что вы можете сказать о небе? Какое оно весной? (прозрачное, безоблачное, яркое, голубое, высокое, чистое)

-Весной в небе образуется множество облаков. Снег тает, превращаясь в воду, вода испаряется с поверхности земли и превращается в облака.

-Какие на небе облака? (белые, перистые, воздушные, легкие, пушистые)

-Ребята, о чём можно сказать «весенний»? (ручей, день, дождь, праздник, цветок, сад).

«весенняя»? (радуга, гроза, вода, лужа, река, проталина, капель).

«весеннее»? (небо, солнце, настроение, облако, утро).

-А теперь подберите слова-признаки к слову «весна». Какая она? (теплая, ранняя, дождливая, красивая, добрая, долгожданная).

-В марте оживляются звери и птицы. Весело тенькают синицы, воробьи галдят, ссорятся, делят места для гнезд, а серые вороны строят гнезда и откладывают в них яйца. В  середине марта прилетают грачи-вестники весны. В народе говорят: «Если грач на горе, то весна во дворе».

-Послушайте, что нам расскажет об этой перелетной птице ( ребенок)

Грач.

Грача называют вестником весны, потому что он возвращается на Родину одним из первых - в середине марта. Прилетая к нам из теплых краев, грачи разбиваются на пары и строят себе гнезда. Гнезда строятся на высоких местах, в основном на ветвях деревьев, из довольно толстых веток и выстилаются травой, тряпками и шерстью. Устраивая гнезда, грачи громко кричат, ссорятся. Крик умолкает только тогда, когда грачиха отложит в гнездо яйца.

-Каких ещё перелетных птиц вы знаете? (жаворонок, ласточка, скворец, аист, цапля, лебедь, кукушка, соловей, стриж, журавль).

-Сейчас приготовили свои ладошки, вспомним п/г «Птички»:

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка, сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – злой орлан.

Птички, птички, по домам.

-А что же весной делают звери? Об этом нам расскажет (ребенок)

Звери весной.

Весной звери просыпаются от зимней спячки. Медведи выходят из берлоги. Просыпаются и ежи. Весной линяют белки, зайцы, медведи, лоси и другие звери. Все они меняют густую и теплую зимнюю шубу на более легкую летнюю. У лесных зверей весной появляются детеныши – лесные малыши.

-Давайте вспомним «Кто кем был?»

Медведь был…….. Волк был……………

Ежик был………… Кабан был…………..

Лиса была………... Заяц был…………….

Лось был…………. Барсук был…………

Белка была………..

-Молодцы! Вспомнили названия детёнышей животных.

-В лесу идет капель, она будет всех животных. И мы сейчас поиграем с капелькой. Физкультминутка «Капля» (2 раза).

Капля - раз, капля - два,

Капля медленно сперва,

А потом, потом, потом -

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли

От дождя себя укрыли.

-Ребята, сейчас я предлагаю вам послушать рассказ о весенних изменениях, которые произошли в лесу.

(чтение рассказа)

В лесу.

Приходит весна. Лес просыпается после длинного зимнего сна. В эту пору оживает каждое дерево. Где-то глубоко в земле корни уже вбирают в себя влагу оттаявшей почвы. Весенние соки мощным потоком поднимаются вверх по стволу и веткам. Соки наполняют собой почки, а они надуваются, разбухают, вот-вот готовые лопнуть и развернуть первую зелень листвы.

-Что происходит с лесом весной?

-Почему начинают оживать деревья?

-Как двигается сок по деревьям?

-Что происходит с почками?

 -Сейчас я прочитаю рассказ еще раз, а вы слушайте очень внимательно, потому что потом будете его пересказывать.

(повторное чтение рассказа)

-Итак, вы должны будете рассказать о том, что происходит с лесом весной, почему начинают оживать деревья, как двигается сок по деревьям, что происходит с почками.

(закрепление плана пересказа).

-Кто попробует пересказать рассказ?

 ( 1. Один ребенок пересказывает индивидуально.

2. Два ребенка пересказывают: один начинает, второй заканчивает.

   3. Четыре ребенка пересказывают.)

  (После каждого пересказа воспитатель оценивает)

-К сожалению наше занятие подходит к концу. Анализ занятия.

7 июля 2019 в 14:04

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.